Архивы

  • Том 3 № 2 (2019)
    Религия и культурное разнообразие
  • Том 3 № 1 (2019)
    Религия и откровение
  • Религия и мистический опыт
    Том 1 № 1 (2017)
    Статья номера «Компаративные исследования мистицизма» призвана восполнить значительный пробел изучения темы мистического опыта в отечественной традиции, связанный со слабым знакомством русскоязычного читателя с западными тенденциями, а ее автор М. Стобер классифицирует все основные современные подходы к рассматриваемой теме. Своеобразный антитезис к М. Стоберу – исследование главного редактора журнала В.К. Шохина «Определения мистического: первый опыт экспозиции», предлагающее пересмотр историографической традиции изучения мистического опыта, ограничивающейся эпохой «после Джеймса»; имплицитный призыв ad fontes, содержащийся в ней, раскрывают и другие статьи номера. Так, А.Р. Фокин предпринимает системный анализ концептов мистического богословия Максима Исповедника, а весь раздел «Тексты и интерпретации», сложившийся трудами Р.В. Псху, И.Р. Насырова и А.К. Судакова, развертывает перед читателем ретроспективную мильтикультурную панораму впервые переведенных текстов, географическое и языковое разнообразие которых заставляет вернуться к известной фразе того же Джеймса о том, что мистики «не имеют ни дня рождения, ни родины». В изучении же теорий мистического опыта, как и в любой метатеории, очень важным, конечно, является момент рефлексии над современными отечественными и зарубежными монографиями, примерами чего являются размышления Т.С. Самариной и В.В. Слепцовой.