https://frai.iph.ras.ru/issue/feed Философия религии: аналитические исследования 2020-08-04T10:57:15+03:00 Татьяна Сергеевна Самарина | Tatiana Samarina t_s_samarina@bk.ru Open Journal Systems <p style="text-align: justify;">Журнал&nbsp;<strong>«</strong><strong>Философия религии: аналитические исследования / Philosophy of Religion: Analytic Researches»</strong> – специализированное международное периодическое издание Института философии РАН, публикующее статьи по философской рефлексии, тематизирующей и проблематизирующей феномены религии, ее многообразные культурные контексты и корреляции. Выпуски журнала строятся как тематические. Помимо статей &nbsp;отечественных и зарубежных (преимущественно англо-американских) философов, религиоведов, теологов публикуются переводы философско-религиозной классики, рецензии на современные исследования.</p> <p style="text-align: justify;">Журнал зарегистрирован Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор). Свидетельство о регистрации СМИ ПИ № ФС77-70692 от 15 августа 2017 г.</p> <p style="text-align: justify;">&nbsp;С 2017 года журнал выходит с периодичностью два номера в год; является прямым продолжением периодического издания «Философия религии: Альманах» (ISSN 2313-8750), выходившего в 2007–2015 гг. под редакцией В.К.&nbsp;Шохина.</p> <p>&nbsp;Индексируется в РИНЦ, в Ulrich's Periodicals Directory.</p> https://frai.iph.ras.ru/article/view/4801 Эпистемологический и религиозный фундаментализм в перспективе интеркультурности 2020-08-03T22:48:43+03:00 Владимир Шохин vladshokhin@yandex.ru <div>Предпринимается попытка освобождения понятия «фундаментализм» от идеологическо-эмоциональных коннотаций через введение его в рамки академического дискурса. С этой целью осуществляется дифференциация двух «фундаментализмов» ‒ как философской, эпистемологической доктрины и как религиозного сознания ‒ через историю соответствующих понятий, рассмотрение их актуального наполнения, поисков их корреляций и выявление параллелей их содержаний за пределами западной культуры. Сопоставление наследия западного и индийского эпистемологическогого фундаментализма позволяет обосновать его жизнеспособность и конкурентоспособность в пространстве современных теорий познания, поскольку выявляется его совместимость с принципом верификации. На материале западного религиозного фундаментализма выявляется его редукционистская «нефундаментальность», и ему противопоставляется кумулятивистская версия религиозной фундаментальности, а сопоставление с исламским «текстуализмом», имеющем и очевидные иудейские параллели, позволяет его характеризовать в качестве своеобразного добровольного инфантилизма. Однако и в этом случае отсутствуют основания для наклеивания на это понятие некоторых привычных идеологических ярлыков.</div> 2020-06-30T19:04:35+03:00 Copyright (c) 2020 Философия религии: аналитические исследования https://frai.iph.ras.ru/article/view/4802 Генри Мoр как критик «харизматической религиозности» 2020-08-04T10:35:33+03:00 Зоя Метлицкая betwuxalegednes@gmail.com <div>В статье рассматривается характерный практически для всех «религий откровения» на определенном этапе их существования конфликт между двумя типами религиозности: «регулярным», в котором акцент переносится на священные тексты и определенные канонические их толкования, и «харизматическим», предполагающим ориентацию на собственные переживания, а также на некоего живого лидера, который занимает место признанного создателя религии. Материалом для исследования стало противоборство недавно возникшего (но уже вполне «регуляризировавшегося») протестантизма и возникших на его волне радикальных групп, представлявших «харизматический» тип религиозности. Прослеживается, каким образом в XVI‒XVII вв. в процессе религиозной полемики вырабатывается сравнительная типология религиозных учений того времени, создается терминология для описания различных религиозных групп и выявляются их характерные признаки. В центре внимания находится вклад, который внес в построение типологии кембриджский философ и религиозный мыслитель Генри Мор (1614‒1678).</div> 2020-06-30T19:05:06+03:00 Copyright (c) 2020 Философия религии: аналитические исследования https://frai.iph.ras.ru/article/view/4804 Кант о моральной религии разума и религиозном плюрализме 2020-08-04T10:37:25+03:00 Людмила Крыштоп kryshtop-le@rudn.ru <div>В статье рассматривается философская позиция Канта в отношении религиозного плюрализма и религиозной толерантности. Проводится сравнительный анализ отношения Канта к разным религиям и конфессиям христианства, предпринимается попытка ответит на вопрос о правомерности характеристики Канта как «философа протестантизма». Выявляются предпосылки формирования кантовской позиции, показывается, что ряд положений, характерных для кантовской философии, не следует относить к собственно новаторству Канта, так как они встречаются и у других мыслителей эпохи зрелого немецкого Просвещения, прежде всего в среде либеральной теологии неологов (И. Шпальдинг и другие), и речь идет не только о параллелях, но и о рецепциях. В статье автор подвергает рассмотрению набирающие в последнее время популярность попытки актуализации кантовских взглядов на взаимоотношение различных религий в условиях современных демократических обществ. Автор приходит к выводу о нерелевантности использования кантовской концепции взаимоотношения религий в ее целостности современным условиям религиозного плюрализма.</div> 2020-06-30T19:05:32+03:00 Copyright (c) 2020 Философия религии: аналитические исследования https://frai.iph.ras.ru/article/view/4805 Религиозный плюрализм и метафилософия Казимира Твардовского 2020-08-04T10:52:44+03:00 Дариуш Лукасевич dlukas@ukw.edu.pl <p>Целью статьи является&nbsp; составление общего представления о месте и роли религии и религиозных верований в философии Львовско-Варшавской школы. Статья состоит из двух частей. В первой части (раздел 2) я кратко представляю философскую деятельность и основные достижения основателя школы Казимежа Твардовского и его учеников из Львовско-Варшавской школы. В частности, я принимаю во внимание учения Твардовского о религии и мировоззрении. Во второй части (раздел 3) я рассматриваю вопросы о том, насколько актуальными являются взгляды Твардовского и&nbsp; применимы ли они к нынешним дебатам о религиозном разнообразии. Наконец, я указываю на три различных подхода к религиозному разнообразию, предложенные Твардовским и его учениками. Первое можно назвать прагматическим скептицизмом; он опирается на частичное (внешнее) приостановление религиозных верований. Внешняя приостановка религиозных верований совместима с внутренней верой в религиозные истины. Второй может быть назван программой замещения; он состоит в замене традиционных религий новой светской религией, называемой научным мировоззрением или логическим рационализмом. Третий подход - это религиозный рационализм, основанный на христианстве, который можно назвать логической схоластикой (как в Краковском круге) в зависимости от демонстрации того, что христианское Откровение совместимо с современной логикой, наукой и нашими основными моральными интуициями.</p> 2020-06-30T19:35:55+03:00 Copyright (c) 2020 Философия религии: аналитические исследования https://frai.iph.ras.ru/article/view/4806 Анри де Любак в богословских дискуссиях о религиозном и религии на Втором Ватиканском Соборе 2020-08-04T10:53:34+03:00 Петр Михайлов locuspetri@rambler.ru <div>В статье исследуется индивидуальный вклад в учение Второго Ватиканского Собора Римско-католической церкви (1962‒1965) одного из выдающихся французских богословов XX в. – кардинала Анри де Любака (1896‒1991). Очерчивается траектория его жизни, освещается новейшая зарубежная историография, предпринимается сравнение с вкладом других участников, оценивается герменевтический потенциал теологических разработок главного героя и приводится заключительная характеристика его отношения к искусственной оппозиции между историческим христианством и христианством в современном мире. Вопрос о теологическом релятивизме и религиозном плюрализме поднимается в связи с историей, известной как «фурвьерское дело» (энциклика Humani generis, 1950), имевшее тяжелые последствия в судьбе де Любака и его единомышленников; показывается связь в постановке под вопрос господствовавшей до середины века системой неосхоластики, закрепленной папской энцикликой Aeterni Patris (1879). Поводом для уточнения вопроса о предполагаемых границах сотериологии стала концепция об имплицитном христианстве (Э. Схиллебекс), на которую де Любак отвечает, опираясь на переосмысление доктрины о сверхприродном Фомы Аквинского. Она же позволяет ему формулировать христоцентрическое понимание природы религии как таковой и на этом же основании предложить ответ на вопрос о критерии истины, сформулированном как принцип религиозного обращения.</div> 2020-06-30T19:36:27+03:00 Copyright (c) 2020 Философия религии: аналитические исследования https://frai.iph.ras.ru/article/view/4807 Автономия религии и религиозный плюрализм в лингвистической философии и феноменологическом религиоведении 2020-08-04T10:54:41+03:00 Алексей Рахманин a.rakhmanin@gmail.com <div>В статье рассматриваются взгляды на природу религиозного разнообразия, сложившиеся в традиции лингвистической философии, представленной в ранних работах Н. Смарта и Д.З. Филлипса. Обосновывается характеристика лингвистической фило софии религии как формы концептуального дескриптивизма, нормативным требованием к которому оказывается религиозный плюрализм. С одной стороны, плюрализм позволяет понимать религию философским образом, соотнося механизм, определяющий ее эмпирическое разнообразие, с принципом ее интеллектуальной автономии, закрепляющим независимый статус за свойственной ей рациональностью. С другой стороны, плюрализм позволяет состояться философии религии как специфической интеллектуальной практике, ориентированной на описание процессов религиозного смыслополагания, которые реализуются принципиально многообразно. Автор соотносит причины, по которым близкие друг другу в к. 50-х –н. 60-х гг. концепции лингвистической философии религии, разработанные Н. Смартом и Д.З. Филлипсом, оказались конкурирующими, с изменением взглядов на религиозный плюрализм. Уже к к. 60-х гг. Смарт объясняет разнообразие религий не столько многообразием, которым характеризуется реализация смыслополагания, явленная в языке, сколько множественностью оснований религиозности, в связи с чем лингвистическая философия, уравниваясь в эпистемологических правах с антропологией, историей и т. д., становится одной из дисциплин феноменологически обогащенного религиоведения. В свою очередь, ключевой категорией такого религиоведения оказывается не «смысл», а «опыт».</div> 2020-06-30T19:36:54+03:00 Copyright (c) 2020 Философия религии: аналитические исследования https://frai.iph.ras.ru/article/view/4800 Ибн ‘Араби и веротерпимость 2020-08-04T10:55:36+03:00 Ильшат Насыров ilshatn60@mail.ru <div>Данная статья посвящена рассмотрению гуманистического аспекта философской системы средневекового мусульманского мыслителя Ибн‘Араби. В рамках своего учения о единстве бытия он обосновывал религиозный плюрализм и универсальность божественной милости. Согласно его учению, каждая вещь, взятая в вечностном аспекте своего существования, является неиной Истине (Бог). С этой точки зрения всякое поклонение на самом деле есть поклонение Истине, единому Богу. Он утверждал, что всякая религия истинна при условии, что признает существование других вероисповеданий как условие своего существования. Несмотря на неприятие этого тезиса мусульманскими традиционалистами, религиозный плюрализм Ибн ‘Араби нашел поддержку у исламских реформаторов в XX в., а также в культурных кругах современного Запада. С точки зрения ряда западных интеллектуалов, философия Ибн ‘Араби сумела выйти за рамки конфессиональных ограничений и стать надконфессиональным духовным учением.</div> 2020-06-30T19:03:33+03:00 Copyright (c) 2020 Философия религии: аналитические исследования https://frai.iph.ras.ru/article/view/4808 К вопросу о рецепции буддизма в современной западной культуре 2020-08-04T10:56:24+03:00 Сергей Бурмистров SLBurmistrov@yandex.ru <div>В статье рассматривается книга Гленна Уоллиса «Критика западного буддизма: Руины буддийского Реального», вышедшая в 2019 г. Анализируя тексты представителей западного буддизма, Уоллис показывает, что «западный буддизм» фактически представляет собой порождение самой западной культуры – ответ на мировоззренческие вызовы, стоящие перед современным Западом, данный в терминах и образах буддийского</div> <div>учения, радикально при этом переосмысленных. Автор исследует идеологии западного буддизма с опорой на терминологию психоанализа Ж. Лакана, у которого термин «Реальное» означает все то в мире, что не зависит от собственной психики субъекта. С этой точки зрения буддийское «Реальное» – концепции и понятия, разработанные в религиозно-философских школах индийского, тибетского и дальневосточного буддизма, – в западном буддизме устранено и заменено концепциями, в конечном счете призванными поддерживать нынешний экономический и политический порядок западного общества. Автор статьи весьма существенно расширяет историографию предмета книги, включая в панораму «западного буддизма» слои серьезной рецепции буддизма, начиная с Ф. Макс Мюллера и знаменитого «Общества по изучению палийских текстов» (Pali Text Society), работу наиболее авторитетных представителей (западных и восточных) классической буддологии, а также влияние философов А. Шопенгауэра и Ф. Ницше на академический интерес к буддизму в Европе.</div> 2020-06-30T19:37:52+03:00 Copyright (c) 2020 Философия религии: аналитические исследования https://frai.iph.ras.ru/article/view/4809 Конрад Ньюдорф и плюралистическая гипотеза Джона Хика 2020-08-04T10:57:15+03:00 Иоанн Рыжаков ryzhakov.i.a@bk.ru <div>В статье анализируется вышедшая в 2017 г. книга канадского евангелического пастора Конрада Ньюдорфа «Истина не множественна: ответ на эксклюзивистский плюрализм Джона Хика», в которой предлагается традиционалистский христианский ответ одному из самых известных и влиятельных западных философов религии второй половины XX – начала XXI в. Основание своей работы Ньюдорф видит в несомненной значимости данного британского мыслителя, чьи философско-религиозные взгляды поставили серьезные требования перед традиционными религиями мира и христианством в первую очередь. Исходя из первоначально обозначенной им богословской базы, Ньюдорф проводит читателя через основные этапы развития плюралистической гипотезы Дж. Хика, стремясь показать ее эксплицитную шаткость на фоне богословия Нового Завета, а также опыта ранней Церкви.</div> 2020-06-30T19:38:20+03:00 Copyright (c) 2020 Философия религии: аналитические исследования