Аристотелевская парадигма причастности в византийском богословии: Григорий Нисский о человеческой природе как монаде и Григорий Палама о невозможности причастности к божественной сущности

  • Дмитрий Сергеевич Бирюков Института гуманитарных историко-теоретических исследований имени А.В. Полетаева Национального исследовательского университета Высшая школа экономики; Институт философии и права Сибирского отделения Российской академии наук
Ключевые слова: Григорий Нисский, Григорий Палама, Порфирий, причастность, сущность, ипостась, энергия, вид, монада, разделенность, универсалии

Аннотация

В статье рассматривается, как работает аристотелевская парадигма причастности у Григория Нисского и у Григория Паламы. Григорий Нисский использует эту парадигму при развитии своего учения о человеческой природе как монаде в трактате «К Авлавию» и, как показывается в статье, опирается в этом отношении на «Исагогу» Порфирия. Этот извод аристотелевской парадигмы причастности, наличествующий у Порфирия и Григория Нисского, включает в себя, во-первых, дискурс причастности ипостасей к собственной сущности и, во-вторых, дискурс разделенности причаствующего при неразделимости причаствуемого. Григорий Палама, приводя свои аргументы о непричаствуемости божественной сущности, также использует аристотелевскую парадигму причастности и, как предполагается в статье, заимствует ее у Григория Нисского. При этом Палама, в рамках одного из выдвигаемых аргументов, трансформирует дискурс разделенности причаствующего при неразделимости причаствуемого и связывает категорию разделенности с самой ситуацией причастности, так что разделимым оказывается причаствуемое. Это позволяет ему утверждать, что причаствуемым в Боге являются энергии, а не сущность.

Скачивания

Данные скачивания пока недоступны.

Биография автора

Дмитрий Сергеевич Бирюков, Института гуманитарных историко-теоретических исследований имени А.В. Полетаева Национального исследовательского университета Высшая школа экономики; Институт философии и права Сибирского отделения Российской академии наук
доктор философских наук, PhD in Philosophy, научный сотрудник Института гуманитарных историко-теоретических исследований имени А.В. Полетаева Национального исследовательского университета Высшая школа экономики.
Опубликован
2020-12-08
Как цитировать
Бирюков, Д. (2020). Аристотелевская парадигма причастности в византийском богословии: Григорий Нисский о человеческой природе как монаде и Григорий Палама о невозможности причастности к божественной сущности. Философия религии: аналитические исследования, 4(2), 36–58. https://doi.org/10.21146/2587-683X-2020-4-2-36-58
Раздел
ИСТОРИЧЕСКИЕ ПАРАДИГМЫ